АХ, ВОЙНА...

В наше гламурное время совсем нечасто появляются фильмы, которые заставляют задумываться, сопереживать, просто чувствовать. И творцов российского кинематографа очень даже можно понять. Не так-то много находится зрителей, которые, приходя в зрительный зал, пытаются не отключить мышление после напряженного рабочего дня, а вникнуть в саму суть мира, который окружает, почувствовать его неоднозначность и ужаснуться его несправедливости.

Самыми нечастыми гостями среди историй, рассказываемых с белого (про голубой мы вообще умолчим) экрана, становятся композиции, сюжеты которых посвящены внутренним локальным конфликтам, разразившимся сначала на просторах СССР, а затем и в России. Нет, конечно, патриотических поделок типа "Воинов спецназа" можно насмотреться выше крыши, зато вдумчивые, рассудительные, горькие рассказы о военных операциях встретить практически невозможно. Отрадно и то, что если такие фильмы и появляются, то снимают их совсем молодые режиссеры, причем взявшие за образцы для подражания модели, разработанные великими творцами реалистического кино шести-семидесятых годов прошлого столетия.

В центре событий фильма "Маяк", созданного Марией Саакян, дебютанткой в полнометражном кино, разворачивается один из многочисленных военных конфликтов, разразившихся в период распада СССР и задевших судьбы десятков тысяч мирных граждан.

"Но не летят туда сегодня самолеты, и не едут даже поезда", - в полном праве спеть Лена, главная героиня "Маяка". Приехав на последнем поезде из относительно мирного пространства практически на самую передовую с целью изъятия из войны своих родственников, женщина застряла в театре абсурда навсегда. На следующий день после ее прибытия железнодорожное сообщение оказалось прервано. И теперь Лене необходимо привыкать к сосуществованию с ежеминутной скрытой угрозой, угрозой быть убитой, угрозой проснуться на пепелище, угрозой потери родных и близких.

Саакан не рисует картины ужасов войны крупным планом. Она тихо шепчет о том, как война изменяет человека под себя, формируя новый психологический портрет, изменяя приоритеты, совсем по-другому расставляя акценты бытия. В "Маяке" гораздо больше картин хрустально-неземной природы, нежели реальных признаков взаимоуничтожающего конфликта. Но и природа эта словно мутировала в новую реальность, став носителем абсурда выживания личности в нечеловеческих условиях и скорого изгнания из привычной среды тех несчастных, которые попали под молох военных действий.


Majakfilm.ru © 2008